Фасилитация

Фасилитировать — ускорять, облегчать, актуализировать.

Фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis — лёгкий, удобный) — это человек, задача которого заключается в повышении продуктивность отдельных участников или группы.

Фасилитатор поддерживает группу в недирективном направляющем стиле. Он выстраивает партнёрскую коммуникацию и способствует сотрудничеству и самоорганизации в группе.

Фасилитатор может быть приглашенным специалистом, который выполняет сопровождение работы команды, работающей над решением какой-то проблемы. В таком случае предполагается, что это человек со специальным образованием.

В рамках онлайн-обучения роль фасилитатора рассматривается в широком смысле — как того, кто запускает, ускоряет, облегчает какую-то активность учеников.

В рамках онлайн-курса в мессенджере можно фасилитировать:

  • участие учеников в дискуссии с преподавателем (куратором, наставником) в синхронных и смешанных курсах,
  • участие учеников в дискуссии друг с другом в учебной группе в синхронном или смешанном курсе,
  • выполнение заданий учениками,
  • голосование и участие в опросах,
  • обратную связь по результатам отдельных заданий, занятий или курса в целом.

Функции фасилитатора может выполнять как сам преподаватель, так и другой специалист (куратор, модератор).

Фасилитатор может не разбираться в теме дискуссии или обсуждаемой проблеме. Он не знает правильного решения проблемы, но помогает поддерживать активность участников. Он не оценивает предлагаемые участниками идеи с точки зрения того, насколько они подходят или не подходят.

В зависимости от того, в каком формате реализуется онлайн-курс, будут различаться и требования к тому, кто реализует функцию фасилитации.

При синхронном формате (синхронная видео-встреча, коммуникация в учебной группе в мессенджере) базовые требования к фасилитатору касаются способности быстро анализировать ход событий, поступающую информацию, сохранять эмоциональный нейтралитет и непредвзятость в общении. В остальных случаях важно продумать и запланировать средства управления активностью учеников.

Средства фасилитации в онлайн-курсах в мессенджерах:

  • прямые поручения, задания или вопросы отдельным участникам группы;
  • «ритуалы», предполагающие определенную активность (задания, опросы и т.п.), привязанные к определенным дням недели или формам активности. Они формируют ожидание и приучают учеников к поступлению определенной информации или необходимости проявлять активность. Например, рубрика «Время Мема» с приглашением высказаться. Для этого можно использовать разные визуальные формы контента — картинки, эмоджи.
  • спонтанные сообщения, викторины, опросы, голосования.