Консультирование

Консультирование предполагает предоставление помощи ученикам.

В зависимости от того, кто и как именно осуществляется консультирование, можно выделить разные роли — ментор, наставник, куратор, тьютор, консультант, коуч, бадди.

Термин «Ментор» (от лат. mentos — намерение, цель, дух, mon-i-tor — тот, кто наставляет) указывает на роль более опытного специалиста, помогающего менее опытному работнику. Наставник — это русскоязычная версия этого термина.

Куратор — в онлайн-обучении чаще всего занимается первичной проверкой домашних заданий, решает организационные вопросы, отвечают на вопросы учеников.

Традиционно слова «менторство», «наставничество», «кураторство» используются в отношении сопровождения достаточно взрослых людей в рамках академической учебы или профессиональной деятельности.

Тьютор — (от лат. tutorem — наставник, опекун) в значении «старший, назначенный опекать младшего в занятиях».

В современной трактовке это специалист, который организует условия для успешной интеграции ученика в образовательную и социальную среду учреждения образования.

Этим термином обозначают роль по сопровождению в рамках образования (дошкольного, школьного, университетского, дополнительного) детей отдельных категорий — с особенностями психофизического развития или одаренных. Поэтому его мы не будет рассматривать подробно.

В отличие от преподавателя, роль ментора предполагает индивидуализированный и регулярный вариант сопровождения на протяжении всего обучения. Ментор закрепляется за определенным учеником. А каждый ученик имеет своего персонального ментора.

Консультант и коуч должны помочь ученику получить ответ на конкретный вопрос, разрешить конкретную проблему в рамках учебного курса.


Если вопрос носит теоретически характер, то ответить на него может консультант — тот, кто просто хорошо знает содержание учебного курса. Если же затруднение касается применения теории на практике, то оказание помощи уже ближе к работе коуча. Поэтому наличие практического опыта для коуча обязательно. Коуч не может быть «теоретиком».

Для записи учеников онлайн-курса на консультации можно использовать чат-бот.

Бадди (англ. buddy — приятель) — сокурсник, который помогает на протяжении обучения другому ученику. Основа баддинга — предоставление учениками друг другу поддержки, помощи и честной обратной связи.

Бадди позволяет ученику получить эмоциональную поддержку. А в некоторых случаях и помощь в выполнении заданий. В равных отношениях может быть проще спрашивать то, что неловко уточнить у преподавателя или куратора.

Баддинг можно запустить среди учеников онлайн-курса в мессенджере при синхронном обучении. Для этого надо продумать способ распределения учеников в пары. Кроме технических сложностей касательно того, как именно организовать распределение учеников, баддинг содержит опасность демотивации.

Категорично или некорректно высказанное сокурсником-бадди мнение о работе ученика может сказаться на желании продолжать обучение и на общем впечатлении от курса. Поэтому, если вы будете организовывать баддинг, потребуется прописать инструкции, указывающие как и что должны делать бадди, как будут разрешаться возникающие конфликты.